Зрители скоро увидят: «Бешеные деньги»

В Театре комедии идут репетиции пьесы А.Н.Островского «Бешеные деньги». О работе над спектаклем рассказывают главный режиссер театра заслуженный деятель искусств РСФСР Ю.Аксенов, режиссер В.Шапиро, заслуженные артисты РСФСР О.Антонова, И.Дмитриев, Е.Жаров.

Ю.Аксенов:
- В этом сезоне в нашем театре начал стажировку Владимир Михайлович Шапиро. Надо сказать, что мы с ним были знакомы и ранее. Это ученик Г.А.Товстоногова. За плечами у В.М.Шапиро большой опыт практической работы в ряде театров. И мы решили ему доверить постановку пьесы «Бешеные деньги». Репетиции идут уже полным ходом. Владимир Михайлович нашел творческий и человеческий контакт с актерами нашей труппы, что вселяет надежды на положительный результат работы.

В.М.Шапиро:
- Пьеса А.Н.Островского «Бешеные деньги», написанная в 1870 году, двойственна в определении позиции автора. Кажется, сам Островский не знал, как относится к созданному им новому герою: хорошо его Васильков или плох, кто он – трезвый прагматик или «положительный» деловой человек современного толка? И при этом «Бешеные деньги», пожалуй, самая сатирическая комедия великого драматурга.

Пьеса имеет свою сценическую традицию: если берутся за неё, то ставят, как правило, комедию о «насекомых», которые живут только «бешеными деньгами», только их и жаждут. И еще как пьесу о новом буржуа. Мы ставим спектакль о людях. О людях, которыми движет желание любви. Это относится ко всем героям пьесы, и у каждого своя трагедия. И у Телятева, и у Глумова, и у Кучумова – ведь и они любят Лидию Чебоксарову, но совершают против нее преступление, так как не могут найти в себе силы переступить через «бешеные деньги». Мы хотим показать, какой страшный вред наносят себе люди, истребляя в своем сердце любовь в погоне за мнимыми ценностями. Девальвация чувств, утрата духовности – вот тема будущего спектакля.

При всех важных и серьезных проблемах, заложенных в «Бешеных деньгах», наш спектакль будет комедией, комедией на почве личных драм. Мы надеемся, что он будет смешным и драматичным одновременно.

Оформляет спектакль художник В.Викторов, художник по костюмам – И.Чередникова. В спектакле будут играть заслуженные артисты РСФСР О.Антонова, И.Дмитриев, Е.Жаров, артисты И.Арсеньев, В.Высочина, Г.Воропаев, Е.Капица, Ю.Лазарев, Н.Павлов, М.Тупикова. В роли Василькова дебютирует в нашем театре артист Ю.Кузнецов, известный зрителям по таким фильмам, как «Мой друг Иван Лапшин» и «Противостояние».

О.С.Антонова:
В спектакле «Бешеные деньги» я репетирую роль матери Лидии – Надежды Антоновны Чебоксаровой. Мне не кажется, что эта женщина сознательно с расчетом толкает дочь на аморальные поступки. Я думаю, её действия объясняются неумением жить и ориентироваться в новое время. Потому она и оказывается в положении нелепейшем и двусмысленном. Я хочу показать человека, который лишается своих возвышенных представлений о жизни в столкновении с новым поколением, поколением прагматиков, уверенных, что без романтики они проживут.

Мне бы хотелось сыграть эту женщину так, чтобы у зрителя возникла уверенность: не раз в дальнейшей жизни Лидия вспомнит мать, и ей будет очень не хватать поэзии, наивности и легкомысленности в хорошем и чистом понимании этих слов, всего того, что было свойственно Надежде Антоновне и в чем, наверное, частично и заключается женское обаяние. Но… репетиции продолжаются, и еще рано говорить о том, какой предстанет перед зрителем Надежда Антоновна Чебоксарова.

И.Б.Дмитриев:
- В дореволюционном русском театре, когда актер подписывал контракт с антрепренером, «герои-любовники» ставили свое условие: играю всё, кроме Бориса в «Грозе» и Баклушина в «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Это объяснялось тем, что эти роли считались «голубыми», невыигрышными для актеров. По фантастическому совпадению, первые роли в пьесах Островского, которые выпало мне играть, были Борис в «Грозе» в Театре имени Ленинского комсомола (постановка Г.А.Товстоногова) и Баклушин в спектакле Театра имени В.Ф.Комиссаржевской (постановка Е.Гаккеля). И никакого удовольствия, если не считать встречи с Г.А.Товстоноговым, от этих ролей я не испытывал. С тех пор Островский был закрыт для меня, я не чувствовал желания играть в его пьесах.

Но, стоя за кулисами Театра имени В.Ф.Комиссаржевской и видя замечательную артистку М.Н.Самойлову в Островском, я осознал, что молодость и неопытность меня подвели. Каждая фраза в исполнении актрисы была так ярка и сочна, что я понял: мне нужно еще учиться. И после этого, играя Вершинского в «Дикарке», Робинзона в «Бесприданнице», Глумова в «Бешеных деньгах», Чебакова в «Женитьбе Бальзаминова» и в особенности Глумова в острой эксцентрической постановке Г.Никулина «На всякого мудреца довольно простоты», почувствовал интерес, жажду постигнуть глубину драматургии Островского.

И вот теперь мне предложили сыграть в замечательной пьесе А.Н.Островского «Бешеные деньги» Телятева. Доверие театра накладывает огромную ответственность, потому что нужно подняться до высоты драматурга, в пьесе которого каждая сцена дает возможность разных решений, вариантов. И потому поиск, работа и репетиции с режиссером не только мне, но, я вижу, всем моим коллегам доставляют истинную творческую радость.

Еще рано говорить, каким будет герой, каким будет спектакль, так как пьеса в работе. Может быть, многое, пока ощупью найденное сейчас, отпадет и решения ролей видоизменятся.

У А.В.Эфроса есть книжка, которая называется «Репетиция – любовь моя». Это одна из настольных моих книг. Творческий поиск, процесс работы над спектаклем с режиссером В.М.Шапиро дает возможность, спеша на репетицию и уходя с неё уставшим и измученным, повторять замечательные слова: «Репетиция – любовь моя!».

Е.М.Жаров:
- Я считаю пьесу «Бешеные деньги» одной из лучших пьес А.Н.Островского. И пьесой очень современной. Не хочу, чтобы сочли меня сторонником «вульгарной социологии», но ведь «бешеные деньги» - это деньги, полученные нетрудовым путем, это нетрудовые доходы. И еще эта пьеса - о любви, о чувстве, за которое ведется борьба.

Я репетирую в спектакле роль Кучумова. Это шестидесятилетний человек, искренне обожающий Лидию Чебоксарову. Она – его последняя любовь. Он добр, мягок, к Лидии относится иначе, чем Телятев и Глумов. Главная задача, которая сейчас стоит передо мной, - оправдать внутренние ходы и линии в жизни моего персонажа, постичь природу его характера.

Я вдруг понял, что явление, порожденное этим характером, мы можем назвать «кучумовщиной», хотя еще никогда такого определения не слышал. Но за ним, как, скажем, за «хлестаковщиной» и «маниловщиной» стоят общечеловеческие черты, характерные для любой эпохи, любого времени. Ведь и сегодня мы встречаемся с людьми, подобными Кучумову. Они соединяют в себе удивительную искренность, открытую душевность, желание помочь с потрясающей необязательностью и болтливостью. Откуда это берется, что же это за тип человека такой? В этом и предстоит разобраться.

 

 


Сайт управляется системой uCoz