Сумасшедшая семейка Блисс
Автор: Елена Енгалычева
Источник: «Бизнес сегодня»
июнь 2004 г.
Театр «Русская антреприза» имени А.Миронова при поддержке Британского Совета впервые в России представил комедию Нозля Коуарда «Сенная лихорадка». Ноэль Коуард (1899-1973) — английский драматург, режиссёр, композитор, актёр. Признанный лондонский денди, он стал продолжателем литературных традиций Уайльда и Шоу и одним из лучших драматургов Великобритании. «Сенная лихорадка» имела оглушительный успех в Лондоне и до сих пор является одной из самых популярных английских пьес. Увидев Лондонскую постановку, режиссёр Наталья Колотова привезла пьесу в Санкт-Петербург. Перевод с английского блестяще выполнила Дина Додина.Англия. 1925 год. Семейная пара Джудит (Ольга Антонова) и Дэвид Блисс (Рудольф Фурманов), блистательная актриса и незаурядный драматург живут в пригороде Лондона, в собственном поместье и совершенно обособленном собственном мире. Имея замечательных детей, Сорель (Инна Волгина) и Саймона (Иван Паршин), неожиданно и как-то самостоятельно выросших в творческой атмосфере отчего дома, родители иногда искренне не понимают причин свободомыслия собственных чад. Богемность образа жизни проявляется не только в детях, но и в обстановке этого дома, в предметах интерьера и даже в названиях комнат. Есть комната японская, а есть и адская, тут уж кому как повезет. Но должен же хоть кто-то в этой чудесной семье быть нормальным? Безусловно. Это Клара (Вера Высочина). Бывшая костюмерша Джудит, и больше, чем костюмерша. Оплот здравомыслия, разумности и невозмутимости.
Джудит в который раз делает попытку навсегда покинуть сцену. Семейство давно смирилось с неизбежностью великой жертвы, принесенной а алтарь семейной жизни, и принимает эту жертву с убийственной самоотверженностью. И пытается жить самостоятельной, независимой жизнью на ограниченной территории, несогласованно отвоевывая её друг у друга. На один из уик-эндов все семейство, в индивидуальном порядке, не сговариваясь, приглашает к себе гостей, возмущаясь при этом взаимной бестактностью. Гости относятся к разряду любопытных поклонников, и каждому хочется заглянуть в замочную скважину чужой жизни. Знаменитая семья это прекрасно понимает и периодически открывает двери настежь. Незадачливые гости: «Сталоне-челлентанный» Сэнди Тиррел (Сергей Дьячков), стервоподобная Мира Арундел (Светлана Письмиченко), замороженно-дипломатичный Ричард Грэхэм (Василий Реутов) и восторженная кокетка Джэки Коритон (Марианна Мокшина) — попадают в комичнейшие ситуации, создаваемые свободными импровизациями гостеприимных хозяев.
Семейный ансамбль настолько слажен, что чувствует и понимает друг друга без слов и наслаждается увлекательно-развлекательным процессом игры, понятной только им. Остроумнейшие диалоги настолько точны и характерны, что иногда перекрывают смысл происходящего, наряду с постоянным хохотом благодарной публики, восхищенной невозмутимым английским юмором.
Ольга Антонова неподражаема. Виртуозно владея стилем во всех нюансах, иногда совершенно непредсказуемых, она естественно существует в образе небожительницы Джудит Блисс, создавая тончайшую, серебристую атмосферу богемной и утонченной женственности. Её достойный «муж» Рудольф Фурманов, он же Дэвид Блисс, с холерическим темпераментом фиксирует и анализирует этот творческий процесс. По-детски увлеченно исследуя непостижимую женскую природу и создавая на этой основе незаурядные образы для своих произведений.
Сорель и Саймон с юношеским максимализмом пытаются изменить крепкие семейные устои, но и они обречены на творчество, которое стало неотъемлемой частью их жизни. Бедные гости ничего не понимают в этом «сумасшедшем доме» и, оказавшись беспомощными персонажами весьма забавного действия, пытаются выскочить из него по ходу пьесы, возмущенные до крайних глубин своих «всклокоченных» душ. Именно этого и добиваются хозяева дома, помогая гостям ретироваться посредством громкого семейного «скандала», после которого милое семейство спокойно воссоединяется за воскресным утренним кофе в гостиной дома Блиссов, в Кокхэме, в июне 1925 г.