«Я леплю из пластилина…»
19/12/2007
Ее квартира похожа на живой музей. В каждом свободном уголке притаилась кукла, стены одеты в картины, а гардероб забит… шляпками всех цветов и фасонов.
Хозяйка всех этих сокровищ — народная артистка Ольга Антонова — уже 40 лет играет в питерском Театре комедии. Накануне своего юбилея Ольга Сергеевна согласилась на маленькую домашнюю экскурсию.
«Хоть бы замуж кто взял»
— Ольга Сергеевна, неужели в куклы в детстве не наигрались?
— А не было у меня кукол. Мы очень бедно жили. Родители разошлись, когда мне было семь лет. И детей поделили: мама с младшим братом уехали в другой город, а меня папа не отдал, и я осталась в Петербурге. Мы с ним жили в коммуналке на шестом этаже, в том самом доме, где находится Театр комедии. Папа был писателем (По произведениям Сергея Антонова написаны сценарии фильмов «Дело было в Пенькове», «Васька». — Авт.). Пока его не печатали, с деньгами было трудно. У папы особого времени на мое воспитание не было. Я забиралась под стол, мастерила себе какую-нибудь куколку и исподволь слушала, о чем говорили взрослые. А они читали стихи, спорили о литературе. Наверное, детей и не надо воспитывать словами, родителям надо жить свою по возможности яркую жизнь и ждать, чтобы дети допрыгнули до нее.— Среди картин на стенах есть ваши? Вы ведь очень неплохо рисуете.
— Я рисую, но редко. И у дочки этот талант есть. Но художницей она не стала, увлеклась иностранными языками. Говорила: «Все равно у меня, как у папы, не получится». Муж (Игорь Иванов) — художник, работал у нас в театре.— Это не первый ваш брак… Можно сказать, повторили судьбу родителей.
— Я категорически против разводов. Семью надо всеми силами стараться сохранять, чтобы у детей было то древо, за которое они бы могли удержаться. Надо уметь отличать пылкую страсть, влечение от настоящей любви.
К сожалению, в моей жизни сразу не получилось то, что я считаю правильным. Первый раз замуж вышла по страстной любви. Муж был чудесным человеком, талантливым писателем, мы прожили вместе одиннадцать лет, и это было очень тяжело. Он был очень свободным во всех своих проявлениях человеком, а у меня совершенно другие принципы. Как моя мама считала, что, раз уж я вышла замуж, должна все терпеть. Как овчарка, сидела и ждала стука в дверь. Но однажды все кончилось: я взяла четырехлетнюю дочку и вместе с ней вылезла в окно. Благо был первый этаж, соседка подставила стремянку. Прыгнула в такси и больше никогда не возвращалась.
Квартиру оставила бывшему мужу: все это было настолько больно, что ни о каких материальных вещах не думалось. Жила какое-то время у друзей. Как-то пришла в театр и обронила: «Ребята, как мне плохо. Хоть бы попался добрый человек, который бы меня замуж взял!» И вдруг из уголка раздается голос моего будущего мужа: «Давайте я возьму!» Конечно, все посмеялись и забыли. А потом я подошла к нему и спросила: «Вы тогда пошутили?» Он ответил, что сказал серьезно. Дочку Игорь усыновил, у них прекрасные отношения.
Уже тридцать пять лет мы с Игорем вместе, и я счастлива, что судьба меня к нему привела правильно. Мы большие друзья, и у нас так много общего. По тем же дорогам ходили в Петербурге — даже обидно, что мы не встретились раньше. Если бы встретились, я бы не приобрела такой тяжелый жизненный опыт.Шляпка против возраста
— Что ни фильм или спектакль, то у вас новая шляпка. И все эдакие характерные!
— Каждая женщина любит шляпки, а если не любит — просто обязана полюбить! Петербург — это город шляпок. Глупости, что в них нельзя ездить в метро. Наоборот — вас увидят в хорошенькой шляпке и сразу уступят место. Шляпка может передать любое настроение. У меня только своих пятьдесят, не меньше! Есть финская папаха, и даже военная панама, которую мне привезли из Афганистна. Привожу шляпы из всех стран, где бываю на гастролях. Покупаю в магазинах, на блошиных рынках. Иногда додумываю сама. К одной пришила старую тесьму, к другой — кусок бархата.
Вообще люблю шить и вязать, вышивать. Это как медитация — когда думаешь, уходишь в другой мир.— Вообще, шляпка — атрибут одежды достаточно рисковой женщины.
— А я такая и есть! Могу зазвать к себе режиссера с улицы, дать прочесть пьесу, загипнотизировать его и без всяких денег, без гарантии, что какой-нибудь театр ее возьмет, собрать труппу. Начать жестко, каждый день репетировать, сделать прогон — и пойти показывать в какой-нибудь театр. Именно так мы ставили «Недосягаемую», в пятидесятиградусную жару. Потом определили ее в «Приют комедианта». Также сделали с Петром Вельяминовым «Старомодную комедию», с которой объехали всю Россию. Для актрисы это большой риск: представляете, что бы со мной сделали коллеги, если бы пьесу не взяли?!Любовь посылает Бог
— Вся страна распевала песенку вашей героини Илларии из «Почти смешной истории» про куклу и клоуна: «Я леплю из пластилина…». С одним из самых ярких сегодняшних режиссеров Петром Фоменко вы работали и в театре, и в кино. Можно сказать, что он вас «слепил»?
— Да, конечно. В любом новом спектакле я мысленно копаюсь у него в мозгах, пытаюсь представить себе — что бы на эту тему напридумал Фоменко. У него совершенно особый ход мыслей. Неслучайно актеров его театра называют «фоменки», все, кто с ним работал, этим вирусом заражены.
— В вашем спектакле «Гарольд и Мод» показана любовь, разделенная полуве-ковой разницей в возрасте. И ваша 80-летняя героиня так очаровательна!
— Влюбляешься не в возраст, а в человека, покорившего тебя красотой, умом, талантом. В далекой молодости я увидела по телевизору профессора, который что-то рассказывал про квантовую физику. Да так восторженно, эмоционально и понятно, что я сразу все поняла про физику. И он был так красив, когда говорил о своей работе, что я не знала, сколько ему лет — тридцать или восемьдесят. Тогда я поняла, что, если встречу такого человека, пойду за ним куда глаза глядят. Но, конечно, искать того профессора не стала. Уверена, что искать бесполезно: Бог сам посылает нам встречу с любимым человеком и дает нам право выбирать то, от чего дрогнуло сердце.Секрет ее молодости
— Не комплимент, а правда: по-моему, вы сейчас красивее, чем в юности. А ведь годы редко красят женщину!
— Это зависит от того, как проживаешь свою жизнь.
Никаких общих рецептов, как сохранить красоту, нет. Нельзя есть на ночь — категорически! — что я постоянно нарушаю. Если «девушка» в семьдесят хорошо выглядит и говорит, что совсем собой не занимается, не верьте. Каждая женщина должна понять себя и найти в себе все необходимое, чтобы выглядеть моложе. А еще, на мой взгляд, женщине нужно работать. Что хорошего, если дети будут видеть, только как мать вертится у плиты? В отличие от мужчины, женщина должна уметь делать все. Однажды понаблюдала, как возился у меня в ванной пьяный водопроводчик, вырезал клещами из подошвы моего тапка прокладку. И в следующий раз, когда кран потек, решила, что смогу справиться сама — вырезала такую же штуку из другой подметки и поставила. Можете убедиться: работает!
— Говорят, человек остается молодым, пока не перестает удивляться…
— Я до сих пор не могу прийти в себя от того, что у телефона убрали провод. Как это возможно — что я беру какой-то совершенно отдельный прибор, набираю цифры и слышу голос из другого города? А компьютер вообще за гранью моего понимания. Пошла на компьютерные курсы, чтобы разобраться, что такое Интернет. Посылаю по электронной почте письма, сканирую и обрабатываю в фотошопе фотографии, что мне очень нравится. Принтер освоила. В общем, запомнила, какие кнопки нажимать. Но до сих пор жду, когда в моем мозгу вдруг откроется какая-то дверка и я пойму, как это все работает и почему.
— У вас есть ощущение, будто кто-то крепко держит за руку и ведет по жизни?
— Конечно. Начала писать книгу, которая, наверное, будет называться «Мне показалось, что меня кто-то позвал ласковым голосом». Однажды мы за шалость наказали дочку и выставили ее из столовой. Она долго стояла за дверью, наконец, решила помириться и вошла с этой фразой. Мы, конечно, едва не прослезились и сразу усадили ее за стол. Вот и мне, как у Булгакова, никого ни о чем не приходится просить. Просто меня позвали ласковым голосом, и я всю жизнь за этим голосом иду.Марина Полубарьева
МК-справка
Ольга Антонова, народная артистка России. В Театре Комедии играет более 40 лет, сыграла более 30 ролей.
Снялась в «Почти смешной истории», «Комедии ошибок», «Астеническом синдроме», «Улицах разбитых фонарей — 4» («Настройщике»), сериалах «Пером и шпагой» и «Господа присяжные».
Получила «Золотой софит» за лучшую женскую роль в спектакле «Гарольд и Мод».