Полутона
НА СЦЕНУ приходят по-разному. Как считает Оля, никаких помыслов о театре у неё не было и в помине. Но однажды на школьном вечере отважилась в отрывке из «Бориса Годунова» сыграть Марину Мнишек. Правда, от испуга начисто забыла текст. Классной руководительнице это дало лишний повод назидательно заметить: «Вот, Антонова, твои всегдашние недоработки…»
Летом загорала у Петропавловки. Рядом двое готовились к экзаменам в театральный институт. Один читал: «Осел увидел соловья…» Другой делал замечания. Повторялось это и пять раз, и восемь, и двадцать… Читал парень ужасно, и Ольга не выдержала:
- Зря стараешься, тебя не примут…
- Может, ты покажешь, как читать басню?
- И покажу.
- Вот и подавай заявление в театральный, раз такая способная…И она действительно отнесла документы на Моховую, и читала на экзамене про этих самых осла и соловья, и стала студенткой. (В дальнейшем была у Оли еще одна встреча с «образом осла». В студенческом спектакле «Цирк» роль упрямой животины, отказывающейся подчиняться дрессировщику, она исполняла столь озорно и самобытно, что впоследствии с этим номером пришлось долго концертировать).
А ПОТОМ её взял в свой театр Николай Павлович Акимов и поручил начинающей актрисе заглавную роль в спектакле «Инкогнито». И зрители увидели обаятельную девочку с пучками светлых волос и таким ясным взглядом, какой бывает только у очень хороших людей. Невероятно обаятельная юная максималистка Шурка Залыгина подкупала искренностью. В создании образа Оля шла от себя. Олю очень устраивало, что её героиня не «голубая», что есть в её характере и такое, и сякое… В каждой мизансцене она искала «второй план» роли и умудрялась находить его даже там, где по тексту он вообще отсутствовал. В общем, как отмечала в то время «Смена», Шурка Залыгина в её исполнении согрела и пьесу, и спектакль.
С той поры прошло уже шесть лет, но, к сожалению, другой роли такого масштаба у Антоновой пока не было. А раз так, Оле снова и снова приходилось подтверждать старую истину насчет того, что нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры. Поэтому мы запомнили кондукторшу автобуса в «Разорванном рубле», поэтому оказалась интересной в спектакле «Гусиное перо» очень небольшая роль Наташи Мордвиновой, школьницы со сложным характером, поэтому остается в нашей памяти даже абсолютно «голубая» Ира из «Звонка в пустую квартиру».
И только в «Волшебных историях Оле-Лукойе» Антонова снова по-настоящему начинает обретать себя. Оля предстает то принцессой на горошине, то деревянной куклой, то мальчишкой с метлой, то фрейлиной, то старательным пажом (роль без единого слова). И всякий раз - иная пластика образа, иной ритм. Даже если роль совсем крохотная, актриса все делает неожиданно, убедительно и красиво. По всему чувствуется, что её самой нравится участвовать в этом веселом представлении, где так много музыки, где надо и петь, и танцевать… И она заразительно и поет , и танцует, и дети в зале вместе с ней тоже от души веселятся……И вот теперь – Достоевский, «Село Степанчиково». Достоевский – ее страсть. О Достоевском она может говорить часами. В «Селе Степанчикове» роль Оле досталась совсем крохотная. Она играет мальчика Фалалея, который, как известно, любит плясать «камаринскую». Когда Фома Фомич запретил ему видеть сон про белого быка, этот сон несчастному Фалалею стал сниться фатально. Для мальчика это трагедия! Да, понятие трагического в жизни, наверное, все-таки очень относительно: один вспоминает войну, другой – разбитую чашку… Для кого-то вопрос: «Что ты видел во сне?» - ничего не значащая ерунда, а для маленького веселого Фалалея в нем буквально дыхание смерти. В этом есть и смешное, и жутко-страшное одновременно. И чем трагичнее сыгран Фалалей, тем страшнее сам Фома Фомич, тем явственнее вырисовывается еще одна черта его непростого характера.
ИГРАЯ роль, Оля всегда старается оставаться самою собою, всегда ощущается ее отношение к своему герою. Поэтому даже в проходном эпизоде она отвергает лобовое решение образа. Поэтому для неё самый высокий образец в искусстве – Чарли Чаплин. Помните, Чарли Чаплин и Малыш? Малыша увозят – и героя охватывает ужас. Он бежит за машиной, но как нелепо, как смешно бежит… И от этого двуединства рождается образ огромной трагической силы. Вот и Оля, насколько может, пытается тянуться к такому образцу, пытается чтобы во всех ее героях, при любых обстоятельствах, сочетались и смех, и слезы.
И еще она стремится к неожиданности, к эксперименту. Такой неожиданностью стала роль одного из пяти Болванов в спектакле по пьесе американского драматурга Д.Хеллера «Они бомбили Нью-Хейвен». Одетая в пятнистый военный мундир, в тяжелую каску, но с артистической бабочкой на шее, Оля и четыре ее партнера появляются почти в каждой сцене – и вот уже от картины к картине, едва заслышав знакомый мотив, мы нетерпеливо ждем ее выхода. Она и поет и пляшет, если только можно назвать пляской эти развязные и вывернутые движения… Хотя Болваны – вроде бы всего лишь акцент к происходящему на сцене, они мигом берут на себя основное внимание, начинают задавать спектаклю темп. А для Оли – Болван страшен. Страшен этот тупой исполнитель чужой воли, который с одинаковым удовольствием будет и плясать и нести гроб…
Казалось бы, роль секретарши Верочки в комедии Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы» для Антоновой - не ахти какая находка. Все в ней достаточно однопланово и традиционно. Но все-таки Оля и здесь сумела найти свой, особенный стиль поведения – одновременно грациозный и небрежный, мгновенную ироническую реакцию по любому поводу. Ее Верочка даже передразнивает мило, даже дерзит со вкусом. А присмотритесь к её разбитной походочке (которую актриса специально для этой роли переняла у одного знакомого), вглядитесь, как она обыгрывает свой экстравагантный костюм… Все-таки совсем не случайно эту небольшую по объему работу в прошедшем году молодежная секция при Ленинградском отделении ВТО отметила как лучшую.
ВПРОЧЕМ, может быть, у кого-то из зрителей и об этой, и о других ее ролях несколько иное мнение, потому что многое еще зависит от того, на какой спектакль ты попал. Играет Оля неровно, раз и навсегда закреплять найденное не любит… Сегодня пробует одно, завтра – другое. Если в чем-то очень убеждена, несмотря на сдержанную реакцию зала, все-таки старается добиться своего, переубедить публику. И чаще всего ей это удается. Потому что Оля уверенна, но не навязчива. Если выходит к зрителю с какой-то мыслью и чувствует, что он с ней не совсем соглашается, насильно доказать свою правоту не старается, ибо тогда между актрисой и залом сразу неминуемо возникнет отчуждение. Нет, она спокойно продолжает свое дело – без резкой аффектации, на любимых полутонах, и эти полутона, как правило, зрителя и обезоруживают, и убеждают. И еще эти полутона очень привлекают своей негромкой естественностью.
Из зрительного зала Олю узнать просто. Гримом пользуется скромно, к парикам прибегает крайне редко. Даже когда играет мальчика Фалалея, внешней маске уделяет минимум внимания. Просто в этот миг Оля убеждена, что она – мальчик, и эта ее уверенность мгновенно передается в зал. Это как гипноз. (Зритель вообще тонко улавливает состояние актера. Рассказывают: одна актриса как-то вышла на сцену не в своей обуви. Проиграла полспектакля и вдруг увидела: не те туфли! И в то же мгновение весь зал вслед за ней посмотрел и ахнул: не те!).
НА ДНЯХ в спектакле по забытой пьесе Бернарда Шоу «Тележка с яблоками» мы встретимся с ее Алисой, потом предстоит знакомство с главной героиней в новом спектакле Арбузова. Может, это опять будут полутона, может что-то другое… А дома Оля любит шить, рисовать, петь романсы, возиться с дочкой и мечтать о новых ролях.
Л. Сидоровский
«Смена»
22 февраля 1972 года