Игорь Иванов: "Когда отдыхаю от театра, пишу Питер"
Башкирскому оперному театру везет на художников Ивановых. "Волшебную флейту" создавал Евгений Иванов, наш земляк, проживающий ныне в Германии, "Снегурочку" - Игорь Иванов из Петербурга. Вкус славы он ощутил в: шестнадцать лет.
-Я учился в художественной школе, - рассказывает Игорь Алексеевич. - В выпускном классе у меня были большие неприятности: по семи общеобразовательным предметам из одиннадцати я заработал за четверть двойки. В ту пору я много и увлеченно занимался спортом (бег на коньках и фехтование), из-за этого уроки попросту "мотал", в школу не ходил. По специальности у меня было все в порядке, а вот по остальным предметам...
В скверном настроении я собирался в школу, когда услышал по радио, что на Всемирном конкурсе детского рисунка в Дели первую премию получил ленинградский школьник Иванов. "Мало, что ли, школьников Ивановых в Ленинграде?" - подумал я, хотя, не скрою, фантазия разыгралась. Дело в том, что наши работы школа послала на конкурс два года назад, и мы, учащиеся, об этом ничего не знали.
Так с семью двойками я стал знаменитостью, гордостью художественной школы - до меня ее воспитанники выше второго места в этом конкурсе не поднимались. Обо мне писали "Литературная газета", "Пионерская правда", "Огонек". Мне присылали письма со всего света, больше всего из Индии и с Цейлона, и я стал популярным человеком у ленинград-ских филателистов: иностранные марки тогда были большой редкостью.
- В институте живописи вы учились на театральном факультете?
- Театр меня тогда мало интересовал, а на театральный факультет я поступил только затем, чтобы не рисовать без конца, как тогда было принято, рабочих и Ленина.
- В не таком уж далеком прошлом советские кинорежиссеры охотно снимали в своих фильмах актеров из Прибалтики, к которым приходили всенародное признание и любовь. Работая в Литве, вы, наверное, хорошо знали Донатаса Баниониса, Регимантаса Адомайтиса?
- Я знал их еще до того, как они снялись в фильме Витаутаса Жалакявичуса "Никто не хотел умирать", который сделал их такими известными. Однажды мы дружно отправились в Москву, чтобы увидеть живого Лоуренса Оливье. Мы жили на ВДНХ, восемь человек в одном номере. Я был знаком с женой югославского дипломата, и она сделала мне подарок: пригласила на банкет в честь сэра Оливье. Я сидел прямо против него, моего любимейшего актера. Представляете мое состояние? Оливье осушил рюмку, и я заметил, как побагровела его плешь!
- У вас были еще встречи с европейскими знаменитостями?
- В Литве мне представилась возможность познакомиться с философом, интеллектуалом, писателем Ж.-П. Сартром. Я тогда был молод, а ему нравилось общаться с молодежью. Помню, меня поразил его небольшой рост, маленькие ножки. Он был не в туфлях, а в ботинках тридцать пятого, наверное, размера, как подросток. Глаза косили в разные стороны!
- Вы, Игорь Алексеевич, ставили спектакли в театрах драматических и оперных. Музыка оказывает на вас, вашу работу влияние?
- Очень сильное. В художественной школе я дружил с двумя братьями, своими однокашниками. У них была огромная коллекция старинных грампластинок, записи великих итальянцев: Энрико Карузо, Маттиа Баттистини: Мы чуть ли не каждый вечер втроем слушали их. Многие оперы я знал наизусть, чем позднее удивлял главного дирижера Кировского театра (теперь - Мариинка, - Ю.К.) Юрия Темирканова.
Я с детства болею оперой. При постановке оперы или балета для меня самое главное - найти в сценографии эквивалент музыке, поддержать ее интонацию, создать на сцене соответствующую атмосферу. Чтобы ухо и глаз зрителя сосуществовали, жили вместе.
- Вы получили Госпремию?..
- За "Евгения Онегина". Художественным руководителем постановки был Темирканов.
- Вас с ним связывали чисто деловые отношения?
- Наши отношения были и остаются дружескими, братскими. Живем в одном доме. Он подо мной. Когда вместе делали спектакль, ходили ночью друг к другу в халатах, если кому-то приходила интересная мысль. Не один раз я с ним бывал на его родине, в Нальчике. Юрия Хатуевича там встречают как национального героя. У меня была мечта поспать в горах под звездами. Нас повезли на дачу. Накрыли столы. Повеселились. Затем все разъехались, а мы у разведенного костра спали, завернувшись в одну бурку.
Мы работали с ним в Кировском душа в душу. Он ушел в филармонию, и я оставил этот театр.
- Интересно, с Петром Наумовичем Фоменко у вас такие же братские отношения?
- Именно так. Мне крупно повезло: я почти десять лет работал с ним в Театре комедии. Когда он приезжает в Питер, непременно останавливается у меня, а я в Москве - у него.
В 2003 году мы с ним поставили в Париже, в "Комеди франсез", "Лес" А.Н. Островского. Французские актеры за Фоменко хвостом ходили. Спектакль имел большой успех. Пресса была очень хорошей. Французская. В России у Фоменко обязательно находится "доброжелатель", который охотно мажет великого режиссера дегтем.
- Вы нашли взаимопонимание с Борисом Морозовым, постановщиком "Снегурочки" в нашем оперном театре?
- Вполне. Самое главное, чтобы в отношениях не возобладали амбиции. Морозов - тонко чувствующий, душевный и очень профессиональный режиссер. С ним работается азартно и легко.
- А на "чистую" живопись у вас остается время?
- Когда отдыхаю от театра, пишу Питер и петербуржцев. У меня несколько выставок было в Лондоне. Одна театральная, остальные - живописные.
В Англии у меня много очень близких и теперь уже давних друзей, помешанных на русской культуре. Когда есть время, я езжу в Англию, как к себе домой. Люблю писать там детские портреты, внуков и внучек моих друзей. Их с каждым годом становится все больше, и я уже в должниках. Мне звонят, ждут.
Однажды у меня гостили несколько английских художников, члены Английской академии художеств. Это было начало девяностых годов, полки магазинов были пустыми. Они подумали, что я страдаю, и, сговорившись, прислали мне огромную коробку гуманитарной помощи.
- Ваша жена - Ольга Сергеевна Антонова - фантастическая актриса. Я, к большому огорчению, не видел ее театральных работ, но то, что видел на телевизионном экране - "Почти смешная история" П. Фоменко, "Незабудки" Л. Кулиджанова - оставляет очень сильное впечатление. У нее абсолютно "нездешняя внешность".
- По этой причине она мало снималась в кино. Режиссеры приглашали, а художественный совет зарубал. Кстати, Григорий Козинцев позвал ее играть Офелию в "Гамлете". Ольга тогда была студенткой театрального института, и ее замечательный, выдающийся педагог Борис Вульфович Зон предложил ей выбор: кино или институт. И она отказалась от Офелии. В фильме Карена Шахназарова "Цареубийца" Ольга сыграла последнюю русскую императрицу Александру Федоровну. Это был совместный российско-английский проект. На роль Александры Федоровны долго не могли найти актрису, хотя на эту роль пробовались многие. Увидев кинопробы Ольги, англичане мигом утвердили ее. Эта небольшая роль произвела там фурор: откуда взялась такая актриса?! Один из родственников Романовых, живущий в Италии, нашел в ней потрясающее сходство с Александрой Федоровной.
- Две яркие творческие индивидуальности в одной семье: Как вы сосуществуете?
- Жена - мой первый советчик, думаю, и я у нее тоже.
- Как вам Уфа?
- Она мне очень нравится. В Питере или Москве чувствуешь себя как в эмиграции, в Уфе - как в России.
Юрий КОВАЛЬ.
"Уфимские Ведомости"