РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛЬ
ВСЕ ЛЮБЯТ ОПАЛ

Деловой Петербург
(27 сентября 2002 г.)
Елена Алексеева

В антрепризе знают, как пришить старушку

В России много театров, но публика отчего-то "западает" на антрепризы. На свете много хороших пьес, но артисты отчего-то прикипают душою к одним и тем же названиям. "Двое на качелях" Эдварда Олби, "Костюмер" Рональда Харвуда, "Оркестр" Жана Ануя идут по всему свету с неизменным успехом. В первую десятку самых популярных "звездных" названий входит и криминальная комедия Джона Патрика "Дорогая Памела".
Патриарх американского театра и кино, лауреат Пулицеровской премии,автор многочисленных голливудских сценариев 1930-60-х годов, Патрик знал, чем приворожить звезд и публику. Недаром пьеса до сих пор идет в Америке. У нас же ее открыла Татьяна Пельтцер, сыгравшая старушку Памелу на излете своей театральной карьеры. Сейчас та же пьеса идет в БДТ. Известна комедия и под другим, более кассовым названием - "Как пришить старушку". Яркие характеры, блестящие диалоги, легкий, крепко сбитый и лихо закрученный сюжет, черный юмор, наконец - вот главные козыри драматурга.
Однако нельзя сказать, что "Дорогой Памеле" так уж повезло на российской сцене. Успех, конечно, был, но, как выясняется, не все аплодисменты причитались автору. Основной, "канонический" перевод с английского сделал Григорий Горин. А как драматург переводит коллегу? Своими словами. По существу талантливый комедиограф написал по канве американской пьесы свою. Ее-то и сыграла Пельтцер на сцене московского Ленкома, а затем текст разошёлся по всей Руси великой, чтобы радовать публику и в столицах и в медвежьих углах. Пьеса была так мила, что критически к переводу никто не относился. Пока в один прекрасный день она не попала в руки петербургской актрисы Ольги Антоновой.

Ответ мюзиклу "Метро"

Она искала пьесу не для себя. Педагогическая деятельность в Академии театрального искусства потребовала материала, на котором можно было бы учить студентов. И из которого впоследствии мог бы вырасти спектакль. Тут-то и выяснилось, что русский текст и текст оригинала сильно разнятся. Пришлось переводить комедию заново.
Пока "разминали" сюжет и характеры со студентами, пьеса стала родной и близкой. Настолько близкой, что актрисе не захотелось расставаться с героиней. Она даже предлагала художественному руководителю Театра комедии взять комедию в репертуар, но идея не прошла. Татьяна Казакова сочла материал устаревшим и вторичным. Надо полагать, такие пьесы, как "Дамы и гусары" или "Доктор философии", накопили на себе меньше пыли кулис, если они допущены к постановке на сцене акимовского театра…
Ольга Антонова не захотела сдавать старушку Памелу в утиль. Единомышленников актриса нашла в товариществе "ТеатрДом", с которым дружат и петербургские, и столичные звезды (от Инны Чуриковой и Геннадия Хазанова до Нины Усатовой и Юлии Махалиной).
К этому моменту пьеса сменила название. Ее решено было именовать - во избежание нежелательных параллелей - "Все любят Опал". Игра слов должна была повысить кассовую привлекательность спектакля. Однако, я думаю, на афише достаточно написать имена актеров, занятых в постановке. Партнерами Антоновой стали Игорь Скляр, Семен Фурман, Светлана Письмиченко и Александр Блок (Театр Ленсовета).
Главную героиню зовут Опал Кронки. Одинокая женщина живет в центре Нью-Йорка в заброшенном доме. Впрочем, она не скучает, поскольку у нее есть черный кот, которого дама величает "мистер Теннер", и комнатные цветы, с которыми она разговаривает. Старушка из нее - никакая. Недаром соседка по партеру восторженно заахала, увидев героиню Антоновой: "Господи! Какая она хорошенькая". Этого действительно не спрячешь. Седины артистка носит с юношеских лет, и они ее только молодят. А поскольку к сединам прилагается совершенно девический голос, то эффект Опал Кронки производит соответствующий.
Этим голосом-колокольчиком она не только, подобно Сирене, обольщает новых знакомцев. Она еще и поет, вкрадчиво мяукая, словно мартовская кошка на крыше. Ведь "Все любят Опал" - это не просто криминальная комедия, это мюзикл, о чем афиша совершенно напрасно забывает предупредить публику. Песенки появились по инициативе режиссера спектакля Игоря Коняева (он серьезный человек, ученик Льва Додина, работает в МДТ, только что прославился как автор "Московского хора" - одного из лучших спектаклей прошлого сезона). Что выглядит вполне естественно, поскольку все артисты, занятые в спектакле, - люди музыкальные, танцующие и поющие. Таков наш ответ мюзиклу "Метро"! Без массовок, без аэробики, только живые звёзды крупным планом.
Опал и вправду нельзя не полюбить. Героиня Ольги Антоновой вовсе не убогая старушка, а прелестная кокетка, превратившая свою жизнь в сплошную игру. Притворяется, что плохо видит, что с памятью проблемы, что не понимает, какую игру ведут вокруг нее аферисты-неудачники" В финале мы узнаем про нес нечто совершенно неожиданное, но до того просто будем наслаждаться, глядя на ее "кошки-мышки".

Свобода свыше нам дана

Вот что могут сделать блестящие актеры со старой, казавшейся заигранной пьесой! История, что называется, без затей. Тройка нечистых на руку ребят решили обдурить старушку застраховать ее на кругленькую сумму и пришить, чтобы стать богатыми наследниками. Однако мисс Кронки видит их насквозь и, мяуча от удовольствия, обращает врагов в друзей. Сначала - разбитную Глорию, которая под влиянием старшей подружки делается мягкой и женственной. Потом покоряет сердце закоренелого холостяка Соломона Бозо, который на поверку оказывается не только смешным, но и трогательным и нежным. Дольше всех держится закомплексованный герой Игоря Скляра, но и его в финале подкупает своей мудростью и великодушием так и не пришитая "старушка".
Спектакль "Все любят Опал" собрал редкий актерский ансамбль. Казалось бы, все уже ими играно, все жанры освоены, все высоты взяты. Зрители по многу раз ходят в МДТ "на Скляра", восхищаясь его работами в "Братьях и сестрах", "Бесах", "Муму". Пусть Семен Фурман не играет теперь "Скупого", зато "Сторож" неизменно собирает в Театре на Литейном именно его публику. Светлана Письмиченко - одна из примадонн Театра Ленсовета. Зачем же нужна актёрам антреприза? Принято думать, что для заработка. Но хлеб этот не лёгкий и не сладкий. И чем лучше артист, тем трудней ему работать вне репертуарного театра. Здесь все надо делать самостоятельно, здесь на счету каждая репетиция, здесь вдохновение должно прийти в назначенный день и час Антреприза - это шкала капитализма. Если чем и привлекает она, так это свободой. На свободе-то и выясняется, на что ты способен.
Компания, которая собралась вокруг Ольги Антоновой, это испытание прошла. Жаль только, что играть спектакль приходится в больших ДК, а не в уютных театральных залах Что ж, такова плата за свободу.

Сайт управляется системой uCoz