Небанальный любовный треугольник для народных артистов

Анна Кузнецова «Афиша»

Действие начинается с шахматной партии: над доской сидит Франц (Сергей Паршин) в атласном домашнем халате и никак не может измыслить верный ход. Тем временем его легкая на подъем жена (Ольга Антонова) успевает провернуть массу дел: познакомить мужа со всеми газетными новостями, попить кофейку, переодеться в шикарное выходное платье и зачехлить мебель. В шахматы она играет между делом и, судя по ярости мужа, выигрывает. Еще она, как бы невзначай, предлагает начать разводить в подвале черепах, чтобы в доме были живые существа, с которыми можно было бы поговорить, — от такого предложения муж неестественно вздрагивает.

Стоит жене удалиться, Франц облачается в старый свитер, а розовый занавес раскрывается сразу в нескольких местах, обнажая картину с эскизным профилем Гитлера, старый радиоприемник, музыкальную шкатулку и перегороженный деревянными крестами вход в бункер, из которого выползает весьма довольный собой персонаж Валерия Кухарешина. Оказывается, вот уже 40 лет Франц прячет в подполье дома друга семьи поэта-еврея Скриповича (ред.Склеповича), разыгрывая перед ним нескончаемую войну: «Денвер взят, Маньчжурия взята, наступает черная неделя». А переводы Шекспира, сделанные Скриповичем(ред. Склеповичем), Франц выдает за свои, отсюда и его устойчивое благополучие.

Трудно не провести аналогии с «Андеграундом» Кустурицы, но в пьесе Павла Когоута — представителя поколения Пражской весны — все сложней и интересней: потому что вопрос, кто чья жертва, остается открытым до самого финала. Подпольный еврей выглядит увереннее, опрятнее и жизнерадостнее своего тюремщика, даже когда Франц раскрывает ему глаза на обман.

Кроме удачного выбора пьесы на счет режиссера Натальи Колотовой нужно записать безукоризненное распределение ролей. Наблюдая, как Сергей Паршин, преодолевая амплуа уютного добряка, раздувается от злости и как Валерий Кухарешин — всегдашний чудак-бессребреник — созерцает мир с высоты своей гениальности, о мизансценах забываешь начисто. А ведь есть еще восхитительная примадонна — Ольга Антонова, которая в одном эпизоде вылезает из бункера в спецкомбинезоне уборщицы. Впрочем, раскрывать полностью секрет финала, значит, лишать зрителей удовольствия поломать над ним голову, как над заковыристой, но безукоризненно придуманной шахматной задачкой.

27 апреля 2007 г.

Сайт управляется системой uCoz