К юбилею Ольги Антоновой


"И прелести твоей секрет загадке жизни равносилен..."

Она похожа на сказочного эльфа. Не знаю, почему, по каким таким приметам. Просто очень легко представляю себе, как она, с прозрачными стрекозьими крылышками за спиной, порхает меж зелеными листьями и цветами.
Я вряд ли буду оригинальна, сказав, что люблю эту актрису. Ольгу Антонову, кажется, любят все (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить). И дело отнюдь не только в том, что она - замечательная актриса. Есть тут один особый нюанс.
Она никогда не играет обыкновенных женщин. Она для этого просто не создана. Я, например, плохо себе представляю Антонову в роли существа ординарного, такого как все, не выделяющегося из толпы. Кинематограф 70-х, эпохи, когда Антонова дебютировала в кино, подобных персонажей плодил пачками, а вместе с персонажами и актрис со стертыми, маловыразительными личиками, стандартно хорошеньких и неярких. Переигравших десятки киноролей, но не запомнившихся ни в лицо, ни по имени. ольгу Антонову не запомнить было невозможно: такие лица мгновенно врезаются в память.
Когда она впервые появилась на экране в 1977 году в телефильме Петра Фоменко "Почти смешная история", она была уже хорошо известной ленинградцам актрисой Академического Театра Комедии, наделавшей немало шума в театральных кругах своей ролью в спектакле Петра Фоменко "Этот милый старый дом". На спектакль московские театралы специально ездили в Петербург. Но всенародную славу принесла ей впервые именно эта картина. После ее демонстрации по телевизору, как в голливудских сказках, Антонова наутро проснулась знаменитой. Широкая публика редко сразу запоминает имена актеров или их персонажей, потому за спиной у Ольги Антоновой долго шелестел шепоток зрительского узнавания: "Смотри-смотри, это та, из фильма, ну, она еще пела "Я леплю из пластилина"!..". Героиню звали редким старинным именем Иллария , была она странная и как бы не от мира сего, и сыграть такую "нетипичную" женщину убедительно было почти невозможно: малейшая фальшь, малейший перебор в сторону сладкого или горького моментально превратил бы героиню "Почти смешной истории" из "нетипичной" в "ненастоящую". Антонова в этой роли обнаружила совершенный, абсолютный "художественный слух", когда тот волшебный верный тон неуловим, а уловить его необходимо. И потому нежная и немножко нелепая история любви немолодого командированного и чудаковатой женщины так задела всех: и эстетов, и тех, кто просто сел к телевизору скоротать вечерок.
Не скажу, чтоб кинематограф так уж и распахнул свои объятья Антоновой. Она была уж слишком нестандартна для "поточного кинопроизводства". Но был он, тем не менее, к ней щедр. И прежде всего на партнеров. В картине Фоменко она оказалась в центре поистине звездной компании - Михаил Глузский, Валентин Гафт, Людмила Аринина, Михаил Данилов. Год спустя сыграла главную роль в телеверсии шекспировской "Комедии ошибок" Вадима Гаузнера (сценарий написал Фридрих Горенштейн) в партнерстве с Михаилом Козаковым, Софико Чиаурели, Михаилом Кононовым и Рамазом Чхиквадзе. И вновь волшебная природа "сказочного эльфа" позволила ей в самых невероятных ситуациях существовать с той свободой и естественностью, без каких невозможно зрительское доверие к невероятному.
Правду сказать, с режиссерами в кино ей повезло. Хотя, что значит "повезло"? Она тоже оказалась счастливой находкой для тех художников, которые приглашали ее в свои фильмы. Для Киры Муратовой, в чьей картине "Астенический синдром" Антонова сыграла просто поразительно. В черно-белом прологе ленты бессловесная роль женщины, только что схоронившей дорогого человека и отделенной от всего мира стеной своей трагедии, - одно из потрясающих актерских свершений десятилетия. Страшная Дюран в "Проклятии Дюран" Виктора Титова - колдовское наваждение. Последняя русская императрица Александра Федоровна в "Цареубийце" Карена Шахназарова. Величественная и скорбная героиня фильма "Незабудки" Льва Кулиджанова - трагический и светлый образ "обломка империи". И во всех своих киноролях - женщин разных возрастов и часто ужасной судьбы - она умудрялась сохранить какую-то удивительную деткость и беззащитность, которые и защищают человека более, чем сила.
Это в ней от природы. Наверное, от отца, замечательного писателя Сергея Антонова. И потому, что рядом с нею - муж, чудесный художник Игорь Иванов. Какие портреты Антоновой висят в их доме!! Как легко по ним проследить "историю души" хозяйки дома. И на каждом портрете глаза малыша-эльфа. Вообще, вокруг нее всегда много искусства. Она его сама культивирует в своей жизни. И если не играет спектакль, не снимается в фильме, то просто так, из каприза, может взять и сшить руками - стежок за стежком - дивной красоты и изысканности огромное лоскутное покрывало (каждый лоскуток размером чуть больше ногтя большого пальца). Или за пять минут до встречи Нового года моментально скроить и сшить прелестную смешную тряпочную куклу-мышонка, тигренка или петушка - в зависимости от гороскопического "героя года". Дело не в том, что актриса, писательская дочка, что-то умеет делать руками. В том, что и рукоделье у нее - тоже искусство. Искусство - как среда обитания.
Она училась у Бориса Вульфовича Зона, педагога, обладавшего необыкновенной зоркостью на талант. Всю свою артистическую жизнь Антонова прослужила в Академическом Театре Комедии, видавшем разные времена, но от добра добра не искала. Играть ей в радость, и ее эксцентричные театральные героини - и итальянка Филумена Мартурано, и циркачка-пенсионерка Лидия Жербер из "Старомодной комедии", и многие другие - всегда были полны пленительной женственности и жажды жизни. Я не верю, когда про актеров говорят "он не играет, он живет", или "он играет всегда самого себя". Конечно же, играет. И конечно же персонажа, а не самого себя.
Но бывает так, что собственная личность, собственная человеческая индивидуальность актера так сильна и оригинальна, что не может хотя бы отраженно не запечатлеться в облике и характере персонажа. В случае с актрисой Ольгой Антоновой дело обстоит именно так. И потому с ее юбилеем хочется поздравить не только ее саму, но и всех, кто любит театр, кино и вообще - искусство. Поскольку Ольга Сергеевна по природной сути своей - и есть Праздник искусства.


Ирина Павлова

Сайт управляется системой uCoz