Мгновенье все еще прекрасно

"О вы, которые любили..." Пушкинский театральный центр

Наталия КАМИНСКАЯ

После этого спектакля, сыгранного в Доме актера, худрук санкт-петербургского Пушкинского театрального центра Владимир Рецептер радостно вопрошал критиков: "Ну что, хороши девочки?" Еще бы! Великие петербургские "девочки", которые отродясь не бывали не хороши, в этот вечер показали такой высочайший класс профессии и (что едва ли не более важно) устроили такой парад личностей, что пушкинское "Простите мне: я так люблю... (нужное имя поставить) милую мою!" было бы в самый раз. Всю эту историю под названием "О вы, которые любили..." затеял, разумеется, Рецептер, и, разумеется, вокруг Пушкина. Спектакль доверил поставить режиссеру Геннадию Тростянецкому. Под крышу Пушкинского центра собрал тех, кого очень любили и продолжают любить зрители, вот только крайне редко видят своих любимиц теперь на сценах их собственных театров: Нину Ольхину, Зинаиду Шарко и Татьяну Тарасову из БДТ, Ольгу Антонову и Киру Петрову из Театра Комедии. Из, по чести сказать, хулиганской затеи - устроить на сцене "девишник", на котором дамы в солидных летах вспоминают свои встречи с Александром Сергеевичем, и, как водится, ревнуют поэта друг к другу, и раздувают крошечные эпизоды в судьбоносные биографические вехи, и путают факты с вымыслом, и бранят "объект", и превозносят его, и, наконец, горько плачут над самым дорогим, что было в жизни... Так вот из этой затеи вышло нечто гораздо большее, чем явно удавшийся спектакль. Сказать, что ностальгия пушкинских женщин по самому яркому герою в их жизни сплавилась с нашей общей непреходящей (невзирая на безумие недавнего юбилея) любовью к поэту, и не к стихам его только, а к нему самому, - это будет только четверть правды. Заявить, что любимые петербургские актрисы, столь откровенно "просвечивающие" сквозь героинь своими собственными звездными судьбами, наращивают объем и смысл происходящего, - это будет еще одна четверть истины. Отметить, что Кира Петрова в роли девицы-солдата Надежды Дуровой, или Нина Ольхина в облике актрисы Каратыгиной - Колосовой, или Ольга Антонова - Анна Керн, Татьяна Тарасова - Александра Андреевна Фукс, Зинаида Шарко - цыганка демонстрируют виртуозное мастерство? Так кто же усомнится? Кто, называя сегодня эти имена, будет всерьез озабочен оценками и эпитетами?

Увидеть их на сцене - уже удовольствие. Если что и стоит отметить особо, так это режиссуру Тростянецкого. В поставленной им сентиментально-мемуарной истории нет ни пафоса, ни слезливой театральщины, ни нудного "литмонтажного" документализма. Спектакль этот импровизационно- легкий, очень смешной.

Все высокое, или исторически достоверное, или трагически осознанное, короче, все, что на самом деле серьезно и важно, режиссер отдал на откуп великолепной пятерке актрис. А те, в свою очередь, примерив костюмы женщин пушкинской поры, устраивают свой собственный девишник. Перед нами "те, которые любили" тот неповторимый и невыразимо прекрасный, еще ленинградский театр, театр Товстоногова и Фоменко, тот блистательный мир, что рождается с приходом большого художника и исчезает с его уходом. Носители этого мира, замечательные актрисы, оставшиеся без своих режиссеров, и сыграли сегодня закат пушкинских женщин, их жизнь в отсутствие Пушкина.

Когда цыганка - Шарко поет свой романс "Миленький ты мой..." из легендарных товстоноговских "Пяти вечеров", а Каратыгина - Ольхина подает реплику своей (и Каратыгиной, и Ольхиной) Анны Дмитриевны из "Горя от ума", а нелепо-женственная, как фоменковские ее героини, Антонова - Керн выводит "Я помню чудное мгновенье", мощная театральная ностальгия накатывает на зал. Поди проверь, какая была любовь на самом деле, когда любимого уже нет. Попробуй убедить неофита, что тот, прежний, ленинградский театр был самым прекрасным на свете, когда этого театра больше не существует. Но остались актрисы, драгоценные перлы, не находящие ныне достойной оправы. Маленькое ожерелье Пушкинского центра доказало, однако, как они умеют сверкать. "Девочки", приезжайте еще!

Сайт управляется системой uCoz