Патовая ситуация

Мария Кингисепп (БлогСлов)


Как и было обещано в начале сезона, «Приют комедианта» спокойно и с достоинством выпустил плановую премьеру «Пат, или Игра королей» по пьесе чешского писателя Павла Когоута. Режиссер Наталья Колотова пригласила поиграть в королей трех народных артистов, и лучше выдумать не могла. Сергей Паршин, Валерий Кухарешин и Ольга Антонова изящно выкручиваются из запутанного любовного треугольника и ловко разыгрывают партию в шахматы длиною в жизнь.
Обойтись без слова «шахматы» никак не получится: это «лежит на поверхности» и нагло просится в строку. Спектакль начинается с шахматной партии между супругами, давно уставшими друг от друга, от собственных житейских комбинаций и экзистенциальных ходов, что привели к путанице в судьбах и к смятению в умах. Уже — ситуация. Спектакль весь построен как шахматная партия, где у каждого — своя игра, и каждый уверен, что он — самый умный. Уже — интрига. Шахматы становятся моделью, способной передать смысл жизни, гражданскую позицию, мировоззрение и даже дела сердечные. Уже — действие.
Обойтись без пересказа сюжета читатель тоже наверняка не даст. Он желает понимать, в чем там, собственно, дело, и какой-такой пат. Словом, в конце прошлого века в Германии состоятельный бюргер, женатый на бывшей оперной приме, держит в подвале еврейского поэта, переводчика Шекспира, спасая его с самой Второй мировой от якобы захвативших уже весь мир фашистов. Запутанная история, но все тайное в итоге становится явным.
Обойтись без заслуженных дифирамбов создателям спектакля тоже никак нельзя. «Приюту комедианта», щедрому на премьеры, удается не повторяться ни с формой, ни с содержанием, ни с настроением: что ни новинка, то диковина. Артистам Паршину, Антоновой и Кухарешину хочется аплодировать стоя: что ни роль, то вдумчивая работа мастера. Режиссеру Колотовой, выпускающему уже третий свой спектакль — низкий поклон за невыносимую легкость бытия, выраженную простыми средствами: что ни деталь, то тонкий намек или шокирующая откровенность.
В «Пате» есть остроумные костюмы и забавный реквизит, искрометные диалоги и некорректные высказывания, политические лозунги и поэтические чтения, шикарные формулировки и энциклопедические знания, шумные разборки и лживые козни, виртуозная актерская игра и деликатная режиссерская работа. На вопрос, кто кого на самом деле переиграл, вариантов ответа столько, сколько мест в зрительном зале. Мы делаем ходы, будучи пешками в игре друг друга. В шахматную партию вовлечены все по обе стороны рампы. Патовую ситуацию каждый создает по очереди. Победа — за театром.

Июнь 6, 2007

Сайт управляется системой uCoz