Шахматная партия длиной в полвека


Екатерина Омецинская, 17.04.2007


Шестую премьеру за сезон предъявил публике «Приют комедианта». Спектакль «Пат, или Игра королей» смело можно маркировать тремя звездочками: великолепны и пьеса Павла Когоута, лежащая в основе, и постановка Натальи Колотовой, и игра исполнителей. Прочие наградные «звездочки», надо полагать, у этой постановки еще впереди…

…Немолодая пара, чтобы скрасить свое одиночество, уже не первый год сражается в шахматы. Он – именитый переводчик, Она – бывшая певица. Она не прилагает к игре никаких видимых усилий, но выигрывает. Он просчитывает и обдумывает ходы, но неминуемо оказывается в проигрыше. Параллельно с шахматной игрой идет игра куда более захватывающая: в подвале дома Эльзы (Ольга Антонова) и Франца (Сергей Паршин) уже почти полвека тайно живет Вальтер (Валерий Кухарешин). Эту партию затеял еще во времена Второй мировой Франц, скрыв от фашистского режима талантливого коллегу-еврея. И по совместительству многолетнего возлюбленного собственной жены, родившей от него сына. В отместку официальный муж обрекает Вальтера на вечное заточение («наказание сверхчеловеческого размаха»): для него, по изощренной задумке Франца, давно уже закончившаяся война все еще продолжается. И Эльза, которая, по мнению мужа-игрока, должна быть в неведении, все знает…
Спектакля, столь изумительно точно передающего разницу между мужским и женским началом, пожалуй, на петербургской сцене не было давно. Все дело в верно угаданном выборе актеров и доскональном знании режиссером поведенческих и психологических особенностей полов. Олицетворенная Женщина Антоновой, как никто другой, точна в каждом жесте, слове, движении, сыгранном душевном порыве. В ее героине есть все, что есть в каждой милосердно-умной представительнице прекрасного пола: мягкость и ответственность, терпение и доброта, легкомыслие и естественность в поступках, над которыми мужчины, как правило, ломают головы, так и не решаясь их совершить. Женщина всегда стайер – бегун на дальние дистанции, для преодоления которых одних только мужской логики и расчетливости маловато. Но разрушительная мстительность (согласно спектаклю вовсе не женское, а мужское качество!) созидающему женскому началу не по плечу. Зато Эльза способна на склоне лет в одночасье разорвать все отношения со своими «бедными поэтами», в своем соперничестве давно забывшими о ее чувствах и ее праве на жизнь, которую она почти целиком посвятила им.
Герои-мужчины, ставшие соперниками в любви и профессии, на первый взгляд полные антиподы. Франц Паршина суетлив, что доказывает его полную неуверенность в себе, многословен, легковесен и жалок в своем мнимом господстве над Вальтером. Герой Кухарешина, напротив, несмотря на свое зависимое положение, полон достоинства и уверенности. Но в одном они одинаковы – в эгоистической уверенности своего превосходства. Правда, в финале окажется, что оба проиграли свою партию, победа в которой принадлежит Эльзе. Она выиграла, как и подобает женщине – с кажущейся легкостью, стоившей невероятного труда…
Если обособленно от действия вслушаться в текст, более трагичной современной пьесы и быть не может. Но Колотова, умело применяя на деле формулировку старика Маркса «Человечество смеясь расстается со своим прошлым», заставляет героев и зрителей постоянно смеяться над происходящим и произносимым до того момента, когда Эльза совершит выбор, позволяющий ей обрести душевную свободу. До того момента, пока не начнется настоящее, в котором нет места двум мужчинам, вынужденным коротать время за игрой в шахматы друг с другом…

Сайт управляется системой uCoz